07.08.2024 11:57
Аналитика.
Просмотров всего: 9095; сегодня: 2.

Авиабилеты могут подорожать из-за попыток их принудительно удешевить

Авиабилеты могут подорожать из-за попыток их принудительно удешевить

Цены на авиабилеты по России растут двузначными темпами. В попытках сдержать рост тарифов власти предлагают, в том числе, ввести госрегулирование и ограничить маржу авиакомпаний. Однако представители отрасли и эксперты считают эту меру скорее вредной, чем полезной. Результат может оказаться прямо противоположным: количество рейсов сократится, показатели безопасности ухудшатся и в результате билеты подорожают только сильнее.

Письмо с предложениями, как замедлить рост стоимости авиаперевозок по России, направил вице-премьеру Виталию Савельеву глава комитета по бюджетной политике Совета федерации Андрей Кутепов 1 августа. Об этом сообщает газета «Известия».

По оценкам экспертов, среди предложенных мер есть и более-менее реализуемые: это предоставление скидок детям и сохранение авиабилетов для пассажиров, не явившихся на первый полетный сегмент.

Но есть и весьма неоднозначная с точки зрения рыночной экономики мера: ограничение маржи в 20% от себестоимости при формировании финальной цены билета перевозчиком.

В Совете Федерации считают, что пассажиры недовольны динамическим ценообразованием

Последнее, единогласно отметили опрошенные «Вестником АТОР» эксперты, может привести к строго противоположному результату: перевозки в итоге только сильнее подорожают.

В частности, инициаторов регулирования, исходя из данных «Известий», не устраивает динамическое ценообразование, когда стоимость билетов растет ближе к дате вылета. Хотя, как заметил один из опрошенных представителей отрасли, именно этот механизм и позволяет потребителю, который умеет планировать свои поездки заранее, приобрести билеты максимально выгодно.

Автор письма вице-премьеру апеллирует к «недовольству граждан» и «возникающему у них ощущению несправедливости» и предлагает ввести единую методологию оценки себестоимости перевозок.

Но участники рынка, со своей стороны, уверены, что это предложение невозможно реализовать на практике: у каждого перевозчика свои бизнес-процессы, которые зависят от размеров флота, штата, маршрутной сети, региона работы, маркетинговой стратегии и договоров с поставщиками. И все это влияет на себестоимость билета.

Кроме того, именно себестоимость перевозки, а не маржа авиакомпаний, постоянно и очень динамично растет начиная с 2022 года, когда, не успев оправиться от ковида, перевозчики столкнулись с новым кризисом.

Стоимость авиабилетов растет в результате увеличения расходов авиакомпаний

В частности, только расходы на обслуживание самолетов уже выросли в три раза в сравнении с докризисными ценами. Авиационное топливо также дорожает темпами до полутора раз в год. По данным «Парламентской газеты» только за период с 1 июля по 1 августа авиакеросин подорожал на 10%. На фоне высоких темпов инфляции, фонд оплаты труда также увеличивается.

Перевозка по данным Росстата уже выросла в цене на 17% по отношению к прошлому году. И далеко не все негативные изменения уже успели отразиться на стоимости авиабилетов. Их эффект в полную силу проявится через 2-4 месяца, поскольку на лето – сезон отпусков – туристы часто планируют поездки заранее, покупая билеты еще весной или раньше.

«Как бы ни было понятно и объяснимо «недовольство и непонимание» граждан, авиакомпании выставляют тарифы не «с потолка» – их затраты растут даже более динамично, чем стоимость билетов для потребителя», – объясняет один из представителей авиационной отрасли.

Другой собеседник с грустной иронией предложил представителям Совета Федерации обратить внимание на общую инфляцию: в России дорожает сейчас вообще все, начиная с продуктов питания в магазинах-дискаунтерах. Вопрос о том, откуда в этих условиях авиаперевозчики должны изыскать средства на замедление роста тарифов, остается открытым.

«Если в текущих условиях авиакомпании прибавят к себестоимости еще и 20 «разрешенных» процентов, то тарифы для пассажиров будут намного выше, чем они есть сейчас», – добавил первый из опрошенных специалистов.

Количество рейсов по России может сократиться, а билеты в низкий сезон – подорожать

Вмешательство государства во внутренние процессы компаний приведет, с большой долей вероятности, к тому, что перевозчики вынуждены будут сокращать маршрутную сеть, лимитировать продажу дешевых авиабилетов заранее.

Может появиться дефицит перевозки. И в первую очередь – по низкомаржинальным внутренним маршрутам. Например, растущая интенсивность рейсов «в облет Москвы» изнашивает флот и увеличивает расходы на его эксплуатацию. 

По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева ограничение предельной рентабельности приведет также и к росту цен в низкий сезон – авиакомпании не успеют окупить свои издержки в высокий сезон и будут ставить максимальную наценку на низкий.

Эксперты предлагают субсидирование вместо госрегулирования

«Ни к чему хорошему кроме появления квази-льготных тарифов госрегулирование не приведет. В лучшем случае. А в худшем, представители авиаотрасли, которые и так работают в условиях беспрецедентных санкций, опустят руки и начнут экономить даже на безопасности, чего бы абсолютно не хотелось», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

Эксперт отдельно отметил, что меры поддержки, а именно, субсидирование авиаперевозок, дали бы эффект намного лучший, чем госрегулирование тарифов.

И пример тому – 2022 год и начало 2023 год, когда авиакомпании в совокупности получили от государства 125 млрд руб. на компенсации за перелеты по внутренним направлениям из расчета за фактически перевезенного пассажира. Внутренний пассажиропоток тогда достиг 77,7 млн человек, что в целом соответствовало показателям докризисных лет. В 2023 году рост продолжился.

Тем более что даже на уровне Росавиации в 2024 году отмечается значительное снижение темпов роста спроса на внутренние авиаперевозки: общий рост за 6 месяцев составил 3,7%, в весенние месяцы показатели были еще ниже – 1,7% год к году.

Государство должно снижать финансовую нагрузку на отрасль, чтобы замедлить рост стоимости перевозок

Что же касается предложений о скидках для детей – они более жизнеспособны, отмечают эксперты. Однако нельзя забывать, что кто-то все равно должен окупить расходы авиакомпаний на их перевозку. И если на эти цели не предусмотреть госдотаций, то авиакомпании будут вынуждены просто на суммы скидок для детей увеличивать стоимость билетов для взрослых пассажиров.

Проще всего, судя по оценкам специалистов, с мерой в отношении «сгорающих» полетных сегментов. С учетом современных технологий, позволяющих пассажиру оставаться на связи с авиакомпанией даже в случае неявки на первый рейс, это предложение реализуемо.

Однако, как отметил г-н Пантелеев, все, любые действия, которые будут отражаться на объеме затрат авиакомпаний, будут неизбежно приводить к росту стоимости билетов.

Эксперт уверен, что на данный момент правительству и парламенту нужно сосредоточиться на том, как снизить финансовую нагрузку на авиаотрасль и как поднять доходы населения, а не на регулировании тарифов.

Текст: Екатерина Тропова.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12186 публикаций
Сайт: www.atorus.ru/node/58087
Поделиться:

Интересно:

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...